Искусство каллиграфии неотделимо от развития письменности и инструментов, которые помогали человеку создавать текст. Практика, пришедшая к нам из древности, становится всё более популярной: художественный шрифт с удовольствием применяют в своих работах многие ведущие дизайнеры и декораторы, а любители всего нового и оригинального стремятся попробовать свои силы и овладеть мастерством совершенного изображения букв.
Сферы применения художественного письма чрезвычайно разнообразны: это полиграфия, архитектура, графический дизайн – любая деятельность, которая неразрывно связана с понятиями «буква» и «слово». Красота многих рукописных шрифтов рождает во многих современных людях желание научиться основам каллиграфии. Стоит приготовиться к долгому и трудному процессу: техника безупречного написания даётся не всем: обучение занимает много времени, а тренировка, включающая в себя рисование на первых этапах наклонных линий и узоров, может показаться новичкам утомительной.
Но тот, кто твердо решил взять в руки перо, не испугается многочисленных занятий. Развитие гибкости мышц руки поможет вчерашнему ученику с легкостью освоить новые шрифты, а знание основных правил выведения замысловатых знаков сделает вас уникальным обладателем красивого и необычного почерка.
Однако перед первым занятием необходимо понять, какую роль играла каллиграфия в жизни наших предков, и что скрывается под модным названием «леттеринг».
История каллиграфии
Художественное письмо как искусство и своеобразная духовная практика зародилось на Востоке. Около пяти тысяч лет назад люди стали наносить знаки на бумагу, а вместе с первыми опытами фиксации мыслей и чувств возникла потребность в оригинальном оформлении букв. Со временем менялись стили и возможности инструментов для начертания, однако цель мастеров оставалась прежней: создать уникальную, единственную в своем роде работу, которая стала бы образцовой.
Раньше всего науку безукоризненного письма от руки освоили китайцы. Каллиграфию приравнивали к поэзии, живописи и музыке, считая ее одним из чудес, подвластных человеку. Стремление к украшению надписи привело к росту числа скорописных вариантов. Появлялись модные среди профессионалов дела линии, которые преображали иероглиф и отличали работу одного мастера от другого.
Традиция предполагала наличие в каждом обозначении двух энергий: инь и янь. Они проявлялись в линиях иероглифа и взаимодействии всех элементов, необходимых для создания надписи: туши, кисти и листа. Символ содержал в себе особую силу. Для того чтобы достичь её, нужно было обладать всеми необходимыми навыками и в совершенстве владеть техникой начертания. Китайцы сравнивали каллиграфическое искусство с гимнастикой цигун и считали, что ежедневные упражнения успокаивают тело и дух и способствуют всестороннему развитию человека.
Основные инструменты, использовавшиеся каллиграфами Востока:
- кисть из пера или волоса;
- чернильный камень;
- чернильная палочка;
В Поднебесной даже придумали особое название, объединявшее эти материалы для создания иероглифов – «Четыре сокровища кабинета». Последним элементом была бумага, на которой выводились знаки.
В Китае существовало множество стилей начертания, применимых в той или иной ситуации: чжуаньшу, лишу или деловое письмо, цзиньцао и многие другие техники, отличавшиеся толщиной линий, расстояниями между иероглифами, нажимом кисти и ее положением над листом бумаги.
Одним из самых распространенных стилей стал кайшу. Означавший образцовое изображение рукописных знаков, он сохранился и активно используется по сей день.
Китайская традиция повлияла на японцев, обучавшихся каллиграфии. В стране Восходящего солнца письмо от руки также считалось способом совершенствования духа. Одним из основных понятий в культуре Японии стал путь Шодо, обозначавший просветление и дорогу к истине, пройти по которой невозможно, не освоив искусство древних.
В Европе увлечение замысловатыми шрифтами возникло среди людей, копирующих текст Библии и прочих святых книг. Символы, изображенные мастерами, использовались в качестве оберегов и талисманов, воспроизводились на кольцах и кулонах. Магическое значение букв подтверждало статус каллиграфии. Она была своеобразным сакральным знанием, подвластным лишь посвященным.
Сейчас есть множество курсов, на которые могут отправиться те, кто хочет красиво писать, приобщиться к искусству величайших профессионалов и создать свой уникальный шрифт. Наука идеального написания букв развивает не только чувство прекрасного. По мнению ученых, каллиграфия влияет на работу мозга и позволяет восстановить двигательные способности у тяжелобольных людей.
Как научиться каллиграфии и леттерингу
Для того чтобы освоить новые для вас техники, приобретите перо с держателем и тушь. Толщина пера влияет на вид проведенной линии. Посоветуйтесь с продавцами в специализированном магазине или закажите необходимые инструменты через интернет. Также вам понадобится плотная бумага, однако не выбирайте слишком жесткие образцы. Лист не должен впитывать остатки туши.
Новички могут держать перо, зажимая держатель между большим и указательным пальцем. Приступая к работе, помните: острие не должно царапать бумагу. Инструмент должен двигаться легко и плавно.
Первые буквы чаще всего тренируются писать тонким пером, а после переходят к широкому. Для начала выполните ряд простых упражнений, которые помогут вам оценить свои силы и подготовиться к дальнейшим занятиям.
- Рисуйте орнаменты и всевозможные узоры.Это поможет вам добиться правильных и изящных линий;
- Проводите штрихи и линии, чтобы откорректировать постановку руки и положение пера;
- Не забывайте о правильной осанке: без неё письмо потребует больших усилий;
- Не допускайте напряжения и усталости пальцев, разминайте кисть;
- Поработайте с различным наклоном и углом пера;
- Не пытайтесь сразу же овладеть сложными образцами: начинайте с написания букв и изображения плавных линий
- Обучение каллиграфии – трудный и долгий процесс. Выбирайте легкие шрифты и переходите к другим техникам, только после их полного освоения
Леттеринг – это искусство рисования надписей, состоящих из оригинальных букв, причиной создания которых стала определенная ситуация. Главным отличием метода является упор на графику: знак уникален, а его повторение в другом образце исключено.
Несколько фактов о леттеринге:
- это оформление шрифта, а не его создание;
- в данной технике возможно сочетание нескольких стилей;
- подобные надписи часто украшают иллюстрации и афиши.